Заславль-Плебань-Молодечно-Беница-Крево-Боруны-Гольшаны

Назад Домой
Upper bar

Беларусь - Земля неведомая

Для нынешнего путешествия, когда вы выезжаете из Минска, стоит завести будильник часов на семь утра, чтобы в восемь, еще слегка сонным, плюхнуться за руль и направиться по Машеровскому проспекту в юго-западном направлении. Объехав по Машерова базарную сутолоку Ждановичей, выезжайте на трассу Минск-Вильнюс и по ней берите в молодечненском направлении.

Первое крупное историческое место, которое встретится вам через двадцать километров, - Заславль. Сверните в Заславль на первом указателе, доедьте до кольца, что после железнодорожного моста, и с кольца сверните влево, где городская окраина называется Кладочки. Здесь внимательно посматривайте на левую сторону: как только заметите старый немецкий дзот, что стоит еще с первой мировой, сверните за ним налево, и метров через сто, опять же по левой стороне, вы заметите валы поселения, где когда-то стояла старая деревянная заславская крепость. Местные жители зовут эти валы Замэчком. На Замэчку вы увидите каменный крест, поставленный в наши дни по случаю 1000-летия христианства на Беларуси. Заславль насчитывает почти 900 лет собственной истории (первое летописное упоминание относится к 1128 г.). Именно тогда в это место была сослана гордая полоцкая княгиня Рогнеда за покушение на жизнь киевского князя Владимира. Многие историки патетически утверждают, что Рогнеда мстила за смерть полоцкой княжеской семьи, убитой Владимиром, за насилие над собой на глазах владимирских дружинников и пленных полочан... Скептики говорят, что это была обычная женская ревность отвергнутой жены... Но факт остается фактом: Рогнеда вместе с сыном Изяславом, пытавшимся деревянным мечом защитить мать от отцовского гнева, были сосланы. Приняв христианство, Рогнеда основала в Заславле первый на территории Восточной Европы христианский  монастырь, а Изяслав, от имени которого и берет название город Заславль, после восстания в Полоцке против киевских ставленников как внук Рогволода (отец Рогнеды, первый летописный полоцкий князь) и отвергнутый сын Владимира, по решению вече был приглашен на княжение в Полоцк. Так получилось, что Изяслав возродил полоцкую династию Рогволодовичей, а Полоцкое княжество стало первым среди других русских княжеств, отвергшим зависимость от Киева. Таким образом, заславский Замэчек стал одним из звеньев процесса становления белорусской государственности... А сейчас на старых валах Замэчка летом мирно щиплют травку заславские козы и коровы, а жители домов, облепивших валы, даже и не догадываются, какое исторически важное молоко они пьют.

Исторический центр Заславля в более поздние века был перенесен туда, где стоят современная православная церковь и почти отреставрированный костел Марии. Кальвинистский собор. XV-XVII в.в. Спасо-Преображенская церковь, кстати, стала православной только со второй половины прошлого века, прежде в храме молились католики, а еще раньше, в ХVI веке - протестанты, которые при покровительстве тогдашнего владельца Заславля, Глебовича, и возвели эти стены. Тогда в заславском кальвинистском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина или Мартина Лютера для Швейцарии и Германии). Затем, когда прошла мода на протестантизм, кальвинистский собор стал костелом. Это случилось при хозяевах Заславля Сапегах. Тогда, в ХVII веке, как раз и возвели высокую 37-метровую звонницу. Сапеги в 1678 г. пригласили в Заславль монахов-доминиканцев, которым отдали костел (современная церковь на замчище) и старый замок. На руинах доминиканского монастыря и старого замка стоит непонятное деревянное зеленое сооружение, не подающее никаких признаков жизни. Замок и замковые фортификации ХVI-ХVII вв., сохранившиеся, хоть и поросшие бурьяном и временем, были возведены по образцу итальянской фортификационной системы. Заславские бастионные укрепления - самая старая фортификационная система в Беларуси, уже пригодная для удержания артиллерийских атак. Стоя на старых бастионах, представьте себе, что вся округа в ХVII в. была затоплена и замок соединялся с городом деревянным мостом, лежавшим на больших челнах. Во время войны и осады такой мост можно было быстро разобрать или сжечь, и замок превращался в остров. Еще один красивый архитектурный памятник можно увидеть на рыночной площади. Это чудесный барочный костел Девы Марии (1774 г.), возведенный на средства рода Пшездецких, одних из последних владельцев местечка. Костел за период советской власти пришел в запущенное состояние, а во вторую мировую войну в него попал немецкий снаряд. Реставрация началась в конце 80-х и сейчас завершается. С реставрацией костела связана одна курьезная история. Во время первых работ по очистке в 1989 г. трактор, выгребавший щебень и мусор из костела, вдруг провалился в подземелье. Рабочие не пострадали. Все надеялись найти костельный клад или подземный ход, будто бы соединявший два храма - костел и церковь на замчище. Но ни первое, ни второе не оправдалось. Говорят, что рабочие нашли только бутылку старого вина, которым лет сто или двести назад так и не успел причаститься ксендз. За него через пару веков святой долг не преминули выполнить заславские рабочие. Нам толком неизвестно, сколько было мужичков, но, по воспоминаниям участников этого "причащения историей", вино было на удивление крепким...

Если вы достаточно проворно осмотрите вышеупомянутые объекты, обязательно загляните на заславскую паровую мельницу ХIХ в., рядом с которой стоит хата помольщика, а дальше амбар и кузница мельника. Все это - часть этнографического музея под открытым небом. Мельница отреставрирована, и даже до сих пор можно молоть муку. А постоялый двор, прототип современных гостиниц, предназначался прежде для крестьян, ждавших своей очереди на мельницу и вынужденных задержаться на ночь. Мельница, дом, амбар и кузница стоят почти рядом с железнодорожной станцией, и увидеть их нетрудно. Стоит добавить, что вокруг Заславля много озер, и вода в них значительно чище по сравнению с Минским морем, поэтому сюда имеет смысл приехать солнечным летним днем, чтобы отдохнуть на одном из бережков... А мы залезаем в свои машины и движемся дальше, в молодечненском направлении.

Через минут 20 езды по левой стороне дороги вы увидите крышу бывшего костела (ХIХ в.), который сейчас реставрируется, но после реставрации он  станет православной церковью. Это деревня Плебань. Чтобы подъехать к костелу, сверните с шоссе по указателю "Олехновичи" и через 150-200 метров увидите костел, еще в строительных лесах, а напротив - образец типичной белорусской шляхетской усадьбы. Когда здесь был костел, это строение служило плебанью (местом жительства) ксендза, должно быть, поэтому и деревня называется Плебань. Сейчас в бывшей усадьбе - музей белорусского повстанческого движения. Почему именно повстанческого и почему именно в Плебани? Чтобы ответить себе на этот вопрос, отъедьте дальше, за железнодорожные пути. Слева бросится в глаза заросший кустарником пригорок с едва заметной тропинкой, что летом исчезает в густой траве и зарослях. Не поленитесь,  поднимитесь по ней на пригорок. Среди кустов и опавших сучьев вы заметите множество очень старых обомшелых каменных крестов... Да, это кладбище. Старое шляхетское кладбище, которое местные жители зовут "панскими могилами". Когда мне приходилось ходить меж заброшенных могил, удавалось рассмотреть плиты ХIХ, даже ХVIII веков. Среди этого забытья, в центре кладбища стоит огромный камень, а за ним - деревянный крест с небольшой табличкой, где написано, что здесь спят лучшие сыны Отчизны, участники восстания 1863 года, погибшие в бою с русскими казаками у д.Свечки. К сожалению, тема восстания за независимость Речи Посполитой и Великого княжества Литовского остается малоизвестной для белорусов, хотя именно в этих восстаниях явилась идея белорусской государственности и национального возрождения. Мало кто знает, что Беларусь в прошлом веке можно было сравнить с современной Чечней: здесь, начиная с 1794-го (восстание Костюшко) и до 1864 года (восстание Калиновского) велась непрерывная вооруженная партизанская борьба. А режим "военного времени" в Северо-Западном краю был ликвидирован только к 1880-м годам!!!

Постойте и подумайте про этих павших. Им было по 25 лет, они не обзавелись семьями, не оставили после себя детей и погибли с оружием в руках за нас, забывших даже их могилы, сорвавших бронзовую табличку, прикрепленную пару лет назад на камне... Разве такими они представляли будущих потомков, ради которых жертвовали своими жизнями? Подумайте...

От повстанческих могил мы направляемся дальше, через типично западнобелорусское местечко Красное, где рядом с костелом соседствует церковь, а старики до сих пор одеты по моде 39-го... Затем "транзитом" через Молодечно. Молодечно - это польское название города, оставшееся нам со времен вхождения Западной Беларуси в состав Польши с 1921 по 1939 годы. По-белорусски название города звучит так: Маладэчна, а некоторые старые люди говорят: Маладэчана. Имя город приобрел от маленькой речушки Молодачанки, исчезнувшей во время осушения окрестных территорий. А свою летописную историю город начал с 1388 г. Молодечно - чудесный город, где в прошлом был замок князей Огинских, но сегодня от него осталось лишь старое замчище. Если у вас появится желание посмотреть на старое молодечненское замчище, то надо свернуть в витебском направлении, проехать через старинный центр с церковью ХIХ в., и сразу за городом, на правом берегу реки Уши, заметны замковые валы прежнего владения Огинских... По этой же  дороге, еще в городе, на улице Замковой, во время последней войны находился фашистский концлагерь. Несколько лет назад на этом месте создан мемориальный комплекс, посвященный памяти жертв фашизма. Следует заметить, что памятник отличается своим художественным решением от типичности подобных комплексов, возведенных в советское время, и путешественнику имеет смысл остановиться у этого некогда ужасного места, чтобы немного задуматься, до каких страшнейших катастроф простых человеческих судеб может привести безумная власть одного диктатора, что пришел к ее вершинам благодаря равнодушию общества...

Итак, пора прощаться с Молодечно и возвращаться на старый Виленский тракт. Наша следующая остановка - деревня Беница. Только не забудьте заправить свою машину, потому что до Воложина могут возникнуть проблемы с заправками. Еще до Беницы несколько километров, а на небосклоне уже видны высокие кресты беницкого Троицкого костела, построенного в стиле виленского (белорусского) барокко начала ХVIII в.  Беница - сейчас деревня, а когда-то крупное белорусское местечко, типичный пример родового гнезда среднего шляхетского рода. Во времена средневековья Беницей владели Котелы, занимавшие важные служебные и военные должности в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой. Котелы основали здесь и большую библиотеку, кроме родового имения, разбили и свой парк, возвели оранжерею, построили систему искусственных водоемов... Ну, а сейчас о прошлом Беницы и ее хозяев напоминает великолепный барочный костел. Михал Котел пригласил в свое имение монахов-бернардинцев, для которых вскоре построил и монастырь. К сожалению, монастырский комплекс не сохранился, он был разрушен во второй половине ХIХ в. по приказу царских властей. Имение Котелов, уникальный образец деревянного дворцового зодчества, спроектированное итальянцем  Спампани (множество знаменитых и не очень итальянских архитекторов приезжали раньше в Беларусь, чтобы заработать немного денег!!!), не сохранилось. Остатки его окончательно уничтожены за годы советской власти. Раньше под сводами костела находились фамильные захоронения шляхетского рода. К сожалению, сейчас только гранитные и мраморные плиты нескольких последних потомков Котелов (по женской линии, поэтому написаны другие фамилии) лежат под солнцем, снегом и дождем на костельном погосте. Только костел пережил за последние десятилетия множество бед и разрушений. За пару последних лет храму вернули прежний внешний вид, но для завершения реставрации еще нужны время и деньги. Напротив костела стоит церковь, словно альтернатива западному варианту христианства. Она  предлагает иную обрядность и представляет иной архитектурный стиль - ретроспективно-русский, или псевдорусский. Этот стиль и подобные храмы пришли в Беларусь в середине второй половины ХIХ в. Возведение или реконструкция бывших униатских или католических храмов на православный манер в вышеупомянутом стиле контролировались крупным государственным планом, направленным на русификацию белорусских территорий и привитие "истинно-русских" традиций, в том числе и в культовой архитектуре. Порой такие церкви назывались  "муравьевками" - от фамилии губернатора Западно-Русского края Муравьева, известного душителя восстания за независимость Речи Посполитой и Великого княжества Литовского 1863-64 гг. в Беларуси. Этот Муравьев стал инициатором общей русификации в Беларуси, и по его инициативе повсеместно, на скорую руку, возникали новые православные церкви. По пути нашего продвижения вы уже несколько раз видели образцы таких храмов: православные церкви в Красном, Молодечно, Лебедево (если по дороге на Беницу ехать через центр деревни) и беницкая церковь.

Постояв над могильными плитами белорусской шляхты, посмотрев на беницкие храмы, садимся в машины и мимо старинных котеловских искусственных сажалок направляемся на Крево...

Местечко Крево. Фото начала XX в. Крево. Само название современной деревни имеет некий тайный мрачный смысл. И хотя ученые предполагают, что топоним Крево происходит от поселения на прежних землях балтов славянского племени кривичей, тем не менее, в ХIV в. в Крево произошло по-настоящему кровавое событие, достойное стать сюжетом для детектива на средневековую тематику...

Так получится, что к Крево вы подъедете с той стороны, где остатки средневекового замка, возведенного в 1338 г., станут видны справа внизу большой горы. А теперь представьте себе, что вы очутились в том ХIV веке, вы - грозные воины из княжеской дружины князя Кейстута и его сына Витовта. Одетые не в потертые джинсы, а в стальные кольчуги, закованные в латы и вооруженные всем пригодным для того, чтобы резать, колоть и пронзать себе подобных, едете во всей этой амуниции не в "мерседесе", "фольксвагене" или "жигулях", а на невысоких жилистых лошадках, не так давно (всего века три-четыре назад) ставших домашними. Таким образом, в воображении встает облик средневекового белорусского воина. Перед глазами возникает укрепленный, только что построенный замок. Он не приспособлен для роскошных балов. Черты скромной и суровой готики напоминают замки крестоносцев в Пруссии. Кревский замок приспособлен исключительно для военных действий: довольно большая внутренняя территория позволяет разместить в нем немалое войско, готовое по первому княжескому приказу вырваться из ворот и мчаться на крестоносцев, которые так часто стали наведываться на белорусские территории.

Кревский замок, возведенный в начале ХIII в., является частью замкового оборонительного пояса на северо-западе Беларуси - от Новогородка (современный Новогрудок) до Троков (Тракай, современная Литва). Замки, в том числе и кревский, служили местом средоточения войск Великого княжества Литовского для отпора частых наездов крестоносцев...

Ну, а что касается Великого князя Кейстута и его сына Витовта - их, вместе с дружиной  Кейстута, из замковых ворот выезжает приветствовать племянник Великого князя, Ягайло (в старобелорусском государстве, ВКЛ, правящая династия была балтского происхождения, которая со временем обелорусилась, а позже ополячилась. Это было типичным явлением для всей Европы, когда руководить государством приглашали иноземцев с голубой кровью. Так и ВКЛ имело балтскую династию князей, но государственным языком оставался белорусский, а шляхта как славянского, так и балтского происхождения имела равные права. О более подробной истории Великого княжества Литовского читайте в путешествии в Новогрудок). Ягайло сердечно приветствует своего дядю и двоюродного брата, но сердце его уже переполнено изменой. Едва Кейстут и Витовт отдалились от своих дружинников и бросили оружие в знак прекращения бесконечной междоусобицы после смерти Великого князя Ольгерда, как в тот же момент набросились на них слуги Ягайло, связали неосмотрительных миротворцев и бросили в мрачную башню замка. Грозная дружина Кейстута осталась без вождя; наверно, кого-то  тоже схватили, кто-то сдался в плен или перешел на службу к Ягайло, а кто-то и сбежал. Ягайло, сын Ольгерда, стремился стать единственным наследником великокняжеской власти. Ради достижения этой цели молодой княжич не чурался насилия и измены. По приказу Ягайло, в кревское узилище Кейстута спустилось трое убийц и задушили князя. Витовт, узнав об убийстве отца, смог бежать из замка, переодевшись в женскую одежду, которую передали его соратники. Оказавшись на воле, князь Витовт собрал вокруг себя коалицию князей и шляхты и начал новую волну борьбы за великокняжеский престол.

Ягайло так и не стал Великим князем: как раз в то время ему предложили стать польским королем, на что последний согласился без колебаний и, став королем, признал Витовта Великим князем Литовским.

Давно минули те дни, но каменные стены замка в Крево стоят и дышат дыханием седых веков. Стоит и башня, где встретил смерть Кейстут. Местные жители до сих пор зовут башню "княжеской", или "Кейстутовой", но почему княжеской и кто такой Кейстут, здесь не ответят даже самые старые жители. Так среди веков в памяти народа утратилась настоящая история, но родилась красивая легенда о том, что предками белорусов были могучие богатыри, которые возводили на нашей земле замки и жили в них, а во время строительства великаны собирали по земле и перебрасывали на место стройки огромные камни. Так и возникли наши замки...

Исчезли в клубах пыли руины Кревского замка, наш путь идет дальше, на Гольшаны, но по дороге нельзя не обратить внимания на бывший базилианский монастырь ХVIII в. в деревне Баруны.

Боруны. Этот базилианский комплекс возник во второй половине ХVIII в. и построен на средства монашеского ордена св. Базыля. Кто же такие базилиане? Этот орден появился в Беларуси в начале ХVII в. Это единственный униатский (греко-католический) орден. Его деятельность и роль в белорусском обществе можно сравнить разве что с ролью ордена иезуитов в Европе. Именно базилиане своей высокой образованностью и глубокими знаниями в разных науках вывели униатское духовенство и униатскую церковь (бывшую православную церковь ВКЛ, признавшую католический Символ веры и верховенство Папы римского, но сохранившую православную обрядность, в 1596 г. подписав так называемую Брестскую унию - потому церковь называется униатской) из малообразованности. Благодаря базилианам греко-католическая церковь на территории ВКЛ начала переходить в богослужениях со старославянского на белорусский и украинский языки, таким образом сохраняя национальную культуру народов в стенах своих храмов. В отличие от иезуитов, которые имели отношения больше со шляхтой и магнатами Беларуси, базилиане несли свет христианской веры и образование в белорусское крестьянство. Базилиане открывали школы для крестьянских детей и детей мелкой и средней шляхты, монахи преподавали письмо, основы арифметики, истории и христианства. Во время царской переписи, проводившейся в конце ХIХ в., среди белорусских крестьян было очень много грамотных, в отличие, например, от многих российских губерний. И это плод деятельности базилиан. Благодаря базилианам, их идеям гуманизма и просвещения, униатская церковь стала самой большой конфессией Беларуси, число униатов достигало 80%  от всего населения Беларуси. Греко-католицизму было суждено стать национальной белорусской конфессией, но в 1839 г. российскими властями уния была упразднена, и все греко-католики автоматически были переведены в разряд православных. То же произошло и с униатскими и базилианскими церквями и монастырями...

Борунский монастырский комплекс построен в стиле виленского барокко. Храм вместе с монастырем и звонницей образует внутренний квадратный двор. Раньше, если смотреть на храм с фасада, симметрично левой башне имелась башня справа, но она не сохранилась. Еще в ХIХ в. при монастыре действовала 6-летняя публичная школа.

Сейчас помещения монастыря населяют простые люди, не знающие о ценности этого здания, которое находится в катастрофическом состоянии и требует неотложного ремонта. Униатский храм - сейчас католический костел, где сохранился старый орган, на нем можно играть, если один человек накачивает мехи огромным кожаным насосом, а второй, музыкант, нажимает на клавиши. Именно такие органы звучали на Беларуси сто, двести и пятьсот лет назад... Если костел будет открыт, обязательно зайдите внутрь и подивитесь величественной внутренней отделке храма. Несколько лет назад служил здесь мессу ксендз Ян Матусевич. Возможно, под воздействием старинных базилианских стен отец Ян стал униатским священником, представителем в Ватикане белорусских униатов. Отец Ян стал пропагандистом возрождения греко-католической церкви в Беларуси. Но в 1998 году в Минске настоящий священник и прекрасный человек умер... Можете  поговорить об отце Яне в Борунах. Нам не попался ни один человек, который бы сказал что-то плохое в адрес Яна Матусевича. Светлая ему память.

Насколько развитыми и обжитыми, богатыми на культурные и материальные ценности были места такой привычной, неприметной современной белорусской провинции! Но еще ведь не конец, нас еще  ждут Гольшаны, самое интересное и таинственное место нашего путешествия. Во многих местах Беларуси существуют предания о привидениях, но все порой говорят, что эти призраки когда-то были в замке, на старом кладбище или в разрушенном храме. А вот в Гольшанах есть самое настоящее привидение, которое поселилось в старинном (ХVI в.) францисканском монастыре буквально пару лет назад. Сейчас в стенах монастыря находится филиал Государственного белорусского музея, но самых главных экспонатов вы не увидите. Правда, один из них можно почувствовать, переночевав в монастыре (ночь не для слабонервных), а второй экспонат - рассказ сотрудников музея, впечатления простых людей, столкнувшихся с аномальным явлением, можно услышать, если деликатно начать разговор на эту тему. Почему появилось это привидение? Наверно, без знания истории нам вновь не обойтись.

Гольшаны - древнее местечко, известное из летописей с 1280 года! Говорят, что Гольшаны - почти единственное белорусское местечко, полностью сохранившее свое архитектурное лицо. Название местечка пошло от первых владельцев - князей Гольшанских. Это был известный и очень влиятельный магнатский род Беларуси. По женской линии Гольшанские поднялись до самых политических вершин: Юлия Гольшанская стала женой Великого князя Витовта; София Гольшанская - женой короля польского Ягайло, когда ему было 70 лет. Именно Софья Гольшанская подарила Ягайло сыновей, именно благодаря Софье Гольшанской (хотя говорят, что Софье немного помог некий молодой польский шляхтич) появилась славная династия польских королей и Великих князей литовских и русских - Ягеллонов.

Замок в Гольшанах. XVII-XVIII в.в. Вообще женщины в роду Гольшанских играли порой решающую роль. Так, благодаря браку одной из гольшанских княжон в 1525 г. местечко переходит во владение к Сапегам, еще одним белорусским магнатам. Павел Сапега в 1610 г. устал жить в старом замке Гольшанских (в 1,5 км от Гольшан сохранилось старое замчище) и перенес свою резиденцию в великолепный замок-дворец. Руины замка и сейчас стоят здесь. Обязательно подъедьте к ним. Среди зарослей и мусора вы еще заметите остатки величия замка, аналогов которому не было во всей Речи Посполитой. Замок был построен в голландской архитектурной традиции. Но после участия Сапегов в восстании за возрождение Речи Посполитой и ВКЛ, российское правительство забрало все родовое имущество в государственный фонд, Сапеги эмигрировали во Францию, а Гольшаны передали одному русскому помещику - Горбаневу, который в 1880 г. стал взрывать башни и торговать замковым кирпичом. Довели же до нынешнего состояния замок Сапегов и советские колхозные власти, после войны построившие на территории замка коровник, потому в особо знойные дни здесь и сейчас, мягко скажем, неприятно пахнет.

А что же привидения? А вот история с привидением относится к 1618 году. В Гольшанах существует легенда, что когда Павел Сапега решил построить для францисканцев монастырь, он нанял строителей, которые возвели три стены, а четвертая постоянно рушилась. Это вызвало гнев князя, потому что вскоре должны были приехать францисканцы. И вот тогда каменщики поклялись, что первую женщину, которая принесет еду на стройку, они замуруют в эту несчастную стену. (На наш взгляд, это абсолютно дикарский поступок, который ни в коей мере не соответствует христианским принципам и, возможно, свидетельствует, что в Беларуси даже в начале ХVII века еще существовали самые ужасающие остатки язычества в форме человеческого жертвоприношения). Первой обед принесла жена молодого каменщика, который побежал в костел и молился Богу, чтобы только не его молодая жена пришла первой, но... Женщина была замурована, стена не рухнула, и в монастыре стало звучать богослужебное пение францисканцев. Почти до последнего времени к этой легенде ученые  относились весьма скептически. Но пришло время, когда взялись за реставрацию монастыря и костела. Во время подготовительных работ в стенах начала ХVII в. рабочие нашли человеческие останки. Старики утверждали, что это кости той замурованной мученицы, что их надо вернуть в стену, но кости схоронили где-то на кладбище, а после зимы место захоронения так и не сумели отыскать... Говорят, что именно тогда в монастыре появились так называемые аномальные явления: людей, проводящих ночь в этих стенах, преследуют страшные галлюцинации; днем начинается грохот в окнах; гаснет или сам по себе включается свет, но самое страшное, что средневековые стены, несмотря на усилия реставраторов, начали давать трещины, серьезно угрожающие разрушением. Что это за удивительные явления, связаны ли они как-то с прошлым? Вот вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Именно гольшанские легенды вдохновили знаменитого писателя В.Короткевича написать "Черный замок Ольшанский". Поэтому перед посещением Гольшан желательно перечитать Короткевича.

Что ж, пора прощаться с Гольшанами, если вы хотите засветло вернуться в Минск. Взяв курс на Воложин, направляйтесь на трассу Гродно-Минск, и через пару часов вы дома. По дороге вы минуете местечко Вишнево. Здесь родился простой еврейский мальчик Семен Перковский, чудом спасшийся от фашистских карательных операций в Вишнево. После войны выходец из Беларуси С.Перковский стал премьер-министром Израиля и известен нам как Шимон Перес.

Еще перед выездом на шоссе найдите на карте маленькую деревушку Десятники. Здесь в годы первой мировой немцы устроили свое военное кладбище. Над могилами немецких солдат приспустил крылья каменный орел. Могильные плиты с немецкими именами шеренгой тянутся одна за другой. Холодок заползает в сердце, когда видишь такие страшные человеческие захоронения. Они убивали, их убивали. Неужто до сих пор есть такие политики, что готовы посылать в мясорубку людей, калечить их судьбы и при этом изображать из себя великих патриотов и защитников народа?.. ...вот и кольцевая Минска. С возвращением и до следующего уик-энда.

Василий ГРЫНЬ, менеджер турфирмы "Белфер".
Авторизованный перевод с белорусского
Мирославы СУЛЬДИНОЙ.

Bottom bar

Домой!